Описание
Всегда ли "можно"\уместно/ христианам произносить слова пасхального приветствия?
Что скрывать - действительно иногда некоторых людей этот вопрос смущает...
Про преподобного Серафима Саровского известно всем,
что он, пребывая в пасхальном состоянии горения Духа - всегда приветствовал людей этими светлейшими словами...
Существует богослужебный храмовый устав, и - да, во время уставных богослужений все предусмотрено на своем месте.
(например - на воскресной утрени поется пасхальное песнопение "Воскресение Христово видевше(!)..."
и далее - ПОКЛОНИМСЯ Святому Господу Иисусу...
и далее - ВСЕГДА благословяще Господа, поЕм воскресение Его..."
Кстати - эти слова звучат за каждой(!!!) Литургией ( а не только еженедельно)
- только миряне их не слышат - а в алтаре они обязательно читаются священнослужителями:
(цит. по служебнику:
"И тако причащаются вси.
По причащении же, входит иерей во святый олтарь, и
поставляет Святая на Святем Престоле.
Тогда прием диакон святый дискос верху Святаго Потира и
глаголя воскресныя песни сия:
-Воскресение Христо́во видевше (далее до конца),...
- Светися, светися, Новый Иерусалиме (!!! - из канона Св. Пасхи!)
- О, Пасха велия и священнейшая, Христе!... (также из канона Св. Пасхи).
С Уставом все ясно.
Велегласно во время служб дословно слова ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ произносятся только в определенный период года (и на своем месте).
а вот в "обычной" жизни - насколько человек может говорить эти слова, так сказать "не всуе",
а , действительно - от полноты сердца?
Когда человек живет "сытой" и "здоровой" "земной" жизнью -
он далеко отстоит от понимания слов св. апостола Павла
"14... если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. ....
17 А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших. (1Кор.15:14;17)
_________
".. где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.
(Матф.18:20)
...
Итак, когда христиане, обращаясь друг ко другу
с Пасхальным приветствием,
говорят слово ХРИСТОС -
они уже должны быть внутренне собраны во ИМЯ ЕГО.
И тогда - они должны чувствовать Его присутствие посреди них...
_________
Очень ярок пример
Пасхального слова святителя Иоанна Златоустого -
когда он - помните? - перечисляет следствия Воскресения Христова, например:
" Воскресе Христос - и жизнь жительствует..."
И причем - несть числа таким формулировкам
следствий Воскресения..
Чтобы мы могли питаться плодами размышлений над православной пасхальной гимнографией -
можно и из Пасхального канона https://azbyka.ru/bogosluzhenie/triod_tsvetnaya/svetlaja-sedmica_01.shtml и из всей ЦВЕТНОЙ ТРИОДИ
https://azbyka.ru/bogosluzhenie/triod_tsvetnaya/ и из воскресного Октоиха
https://azbyka.ru/bogosluzhenie/oktoih/
выбирать
ключевые мысли на эту тему...
Предлагается участникам:
приводить здесь подобную цитату,
и затем - размышлять о том, как эти слова нас касаются.
Размышления приветствуются в любой форме
(не исключая поэтической).